Давид Давидович Бурлюк, художник, поэт, основатель футуризма, литературный и театральный критик. Друг и соратник Владимира Маяковского.
Родился 21июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место. Давид Давидович Бурлюк «лучший художник среди поэтов и лучший поэт среди художников», как он сам себя рекомендовал, был на самом деле лучшим продюсером начала XX века.
Давид Бурлюк провел свое детство в Тамбове. Известно, что он учился в мужской гимназии, которую в разное время окончили Алексей Вышеславцев - русский врач, литератор, искусствовед и путешественник, Георгий Чичерин, представитель старинного дворянского рода, советский нарком иностранных дел и многие другие известные тамбовчане. Об этом написано на памятной доске, «Отец русского футуризма» стал первым учеником тамбовской гимназии. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Бурлюк может считаться родоначальником современных художников-акционистов, . Сегодня галеристы (предприниматели от искусства) очень любят современных акционистов. Бурлюк, шокировал своей деятельностью традиционное общество. Одна его внешность приводила в трепет экзальтированных салонных дам - выбитый глаз, замененный стеклянным протезом, татуировка лошади на щеке, серьга в одном ухе – настоящий пират! Но внешность была лишь «вершиной айсберга», отражением противоречивого внутреннего мира Бурлюка.
Современники вспоминают, как «хлестала» из художника и поэта творческая энергия, которой Давид Давидович щедро делился с окружающим миром. Живописи учился, как он сам писал, «понемногу по всему миру» — в Одессе и Казани, в Мюнхене и Париже. Невероятный темперамент, талант «ощущать современность» влек Бурлюка в самый центр художественной жизни, сделал его основоположником революционных идей в творчестве, «отец русского футуризма». Организатор «Бубнового валета» - самого крупного творческого объединения раннего авангарда, существовавшего с 1911 по 1917 год. Имя Давида Бурлюка — на обложке знаменитого поэтического сборника «Пощечина общественному вкусу» (1912) по соседству с именами Хлебникова и Маяковского. В России Бурлюк успел пожить в Башкирии, попутешествовать по Уралу, Сибири и дальнему Востоку. В 20-х годах эмигрировал в Японию, а затем США, зимовал в Гаване, устраивая там свои выставки. Дважды навещал художник СССР - в 1956 и 1965 годах. Но на коммунистической родине его не приняли. А Бурлюк нарисовал еще множество картин, что прославят свое имя на весь мир, но только не в Советском Союзе.
В эмиграции Д. Бурлюк, безусловно, испытывал ностальгию по родине («morbus rossica»)[4], жаждал общения с Россией (в 1956 и в 1965 гг. ему удалось посетить СССР), поэтому охотно откликнулся на письмо молодого тамбовского краеведа и коллекционера Н. А. Никифорова, который «послал наобум весточку Бурлюку в Америку, тот откликнулся, завязалась переписка, потом она переросла в дружбу на расстоянии»[8]. Эта переписка продолжалась много лет. Во время одного из приездов в СССР состоялась их встреча в г. Москве. Тамбов оба раза посетить Д. Бурлюку, очевидно, не удалось из-за запретов, хотя известно, что он просил об этом и во время второй поездки почти получил разрешение. При этой встрече Никифорову было передано значительное количество трудов. Кроме того, Бурлюк регулярно слал Никифорову в Тамбов оригиналы своих работ, журналы. К настоящему времени обстоятельства знакомства и взаимоотношения Никифорова и Бурлюка до конца не прояснены, существуют разные версии их связи: дружба двух близких людей (Бурлюк видел в нём человека, способного сохранить для будущих поколений память о нём самом и об ушедшей России В дальнейшем фонд Д. Бурлюка был передан (частью при жизни самим Никифоровым, частью после его смерти) другому тамбовскому коллекционеру С. Н. Денисову. В частной коллекции С. Н. Денисова, собранной в том числе из коллекции Никифорова, хранятся около 3000 писем тамбовским адресатам, а также книги и картины Д. Бурлюка. На основе этой коллекции в 2005 г. в Тамбовском краеведческом музее состоялась выставка «Давид Бурлюк. Живопись, графика», а в 2011 г. на собственные средства Денисов издал содержательный сборник писем Д. Бурлюка. 15 января 1967 года в штате Нью-Йорк ушел из жизни Давид Давидович Бурлюк.
Бурлюк Давид Давидович
