Выдающийся русский ученый, социолог, политолог, философ, историк Борис Николаевич Чичерин родился в городе Тамбове в семье богатого тамбовского помещика, происходившего из старинного дворянского рода. Будущий философ был старшим ребенком в семье, где кроме него росли шесть братьев и сестра. Все они получили блестящее европейское образование и были связаны в той или иной степени с жизнью Тамбовского края. Первые годы Борис Николаевич провел в имении деда Умет Кирсановского уезда, а в 1837 г. отцом было куплено в том же уезде поместье Караул, расположенное в живописной местности на правом берегу реки Вороны. В Карауле протекали детские годы философа; усадьба стала его обителью, в 70-е годы XIX века Чичерин вернулся на Тамбовщину, чтобы погрузиться в научное творчество.

В 1871 году в жизни Чичерина произошел, по его признанию, важнейший поворот - женитьба. Его избранница - Александра Алексеевна Капнист (1845 - 1920) принадлежала к старинной просвещенной дворянской семье. Она стала его верной жизненной спутницей и другом. Через месяц после женитьбы они переехали в Караул, с детства знакомый и любимый Борисом Николаевичем. На крыльце караульского дома сына и сноху встречала ослепшая после смерти мужа мать Бориса Николаевича с иконой и священником, окруженная всеми домашними. Собрались многие жители деревни посмотреть «на молодых», Екатерина Борисовна «представила их миру» как будущих хозяев Караула.

Вскоре после свадьбы Б.Н. Чичерин был избран председателем счетной комиссии и директором Кирсановской железной дороги и 10 ноября 1871 г. пишет супруге уже из Петербурга, где начал работать в собрании директоров железной дороги. Теперь Караул для Чичерина становится островком семейного счастья.

Как помещик Чичерин и не стремился к извлечению максимального дохода от имения. Его сердцу был ближе аристотелевский идеал «людей среднего состояния», которые не желают себе богатства и тяготеют к мирной и схолической жизни. На первом месте у него стояла наука. Другим занятием Бориса Николаевича было устройство родного гнезда. Живя в деревне, Борис Николаевич мечтал привести Караул к идеальному совершенству с тем, чтобы передать его своим детям в полной красе. Борис Николаевич, соблюдал традиции, заложенные отцом, активно помогал крестьянам при их невзгодах. Всех крестьян Борис Николаевич знал в лицо и по имени.

Александра Алексеевна постоянно посещала избы жителей села, лечила детей, женщин, оказывала помощь малообеспеченным семьям.

Особенно Борис Николаевич старался облегчить участь переселенцев, давал им в дальнюю дорогу хлеба, обувал и одевал детишек.

У семьи Чичериных были тесные родственные узы с тамбовскими дворянскими родами Нарышкиных и Баратынских; тем самым культурные и меценатские традиции этих семейств переплелись с традициями Чичериных. Род Чичериных с полным основанием можно отнести к числу крупнейших тамбовских меценатов второй половины XIX - начала XX вв. Ярким примером культурно-творческой деятельности может служить создание на базе местной сельской школы хорового коллектива, которым занималась Софья Сергеевна (урожденная Баратынская), жена брата Б.Н. Чичерина - Владимира. С 1867 г. в учебную программу сельской школы было введено вокальное образование. Дети ходили на спевки в дом Чичериных, в учебной практике использовали лучшие достижения вокально-хоровой практики. Школа и хор существовали на средства Чичериных.

Еще одной стороной деятельности Б.Н. Чичерина было коллекционирование. Им собрана великолепная коллекция живописи, включавшая подлинники западноевропейских художников Веласкеса, Веронезе, Рибейры, Пальмы Младшего, произведения голландских мастеров, русских живописцев Боровиковского, Тропинина, Васильева, Айвазовского, Серова. Коллекцию гравюр русских и западноевропейских мастеров в количестве 1400 листов он завещал Тамбову. В настоящее время художественные произведения хранятся и показываются в музеях Москвы и Тамбова.

Имение Караул стало по праву центром культурной жизни не только Кирсановского уезда, но всей Тамбовщины. Здесь имелась и богатая нотная библиотека.

Судьба подарила Борису Николаевичу уникальную возможность общаться практически со всеми знаменитыми людьми России того времени, быть участником или очевидцем многих событий, составивших культурную и идейно-политическую историю страны.

Семейная жизнь Б.Н. Чичерина в эти годы была омрачена громадным личным горем - болезнь унесла в 1874 г. в младенческом возрасте дочь Екатерину и только что родившегося малютку-сына. В 1884 г. Чичериных постигла новая утрата - смерть семилетней дочери Улиньки. «Этот удар, - писал Чичерин, - сломил меня окончательно». Крайне тяжело переживал Борис Николаевич и односторонне отрицательное отношение научного мира к его трудам, надвигавшуюся волну забвения.

По воспоминаниям самого Бориса Николаевича, книги, выходившие одна за другой, «не встречали ни отзыва, ни признательности». Одиночество последних лет жизни скрашивалось работой, редкими встречами с друзьями и перепиской с ними. Одним из них был А.Ф. Кони, чутко угадывающий состояние души своего бывшего профессора и старавшийся, на сколько было это в его силах, сделать его закат менее мрачным.

Умер Б.Н. Чичерин 3 февраля 1904 г., в один из своих приездов в Москву, совсем немного не дожив до революционных потрясений, против которых он принципиально восставал всю свою жизнь. Похороны его вылились в грандиозную демонстрацию. В последний путь бывшего профессора и почетного члена Московского университета вышла провожать студенческая Москва.

По воле усопшего его прах перевезли из Москвы в родовое поместье Караул, где он был похоронен. По рассказам очевидцев, на похоронах Бориса Николаевича в Карауле собралась вся округа. Несколько километров до кладбища гроб с телом крестьяне несли на руках. Кончину выдающегося мыслителя оплакивал не только ученый мир, но крестьяне, хорошо знавшие и любившие Чичерина.