Поленов Василий Дмитриевич живописец, театральный организатор, декоратор, участник многих международных художественных выставок а также композитор. Народный художник России, академик родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге в семье потомственных дворян. Его корни напрямую связаны с Тамбовской губернией. В селе Ольшанка Уваровского района находилось имение его дяди Леонида Алексеевича Воейкова. Сюда он нередко приезжал погостить и здесь он начал проявлять себя как пейзажист.

Семья, Василия Поленова сохраняла традиции русского просвещенного дворянства.

Прадед художника по отцовской линии – Алексей Яковлевич Поленов был передовым мыслителем своего времени, первым русским законоведом, историком. Дед– писатель, воспитанник Академической гимназии, действительный член Российской академии, почетный член, ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности, тайный советник, состоял директором хозяйственного департамента Министерства иностранных дел, управлял его главными архивами. Отец художника – Дмитрий Васильевич Поленов стал дипломатом, служил секретарем нашей миссии в Афинах, его привлекала археология, история, библиография, но при этом был страстным любителем искусства.

Бабушка художника Вера Николаевна Воейкова (дочь поэта, знаменитого архитектора екатерининского времени, художника Н.А. Львова) вместе со своими сестрами была племянницей жены поэта, губернатора Тамбовской губернии Гавриила Романовича Державина. В его доме она воспитывалась и получила домашнее образование, в 1803 году умер Николай Александрович, её отец, а следом за ним ушла и мать. Здесь, в доме своего опекуна она познакомилась с будущим супругом Алексеем Васильевичем Воейковым, героем Отечественной войны 1812 года. В 1815 году супруги Воейковы приобрели поместье около села Ольшанка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Здесь у них родились сыновья Леонид и Алексей и дочь Мария, которая стала художницей-любительницей и детской писательницей. В начале 1840-х годов она вышла замуж за дипломата, историка и библиографа Д. В. Поленова. Мария Поленова брала уроки живописи у ученика К. П. Брюллова академика К. А. Молдавского. Учила рисовать своих детей, двое из которых - Василий и Елена - стали известными художниками. Любовь к образованию и наукам была свойственна всем детям Марии и Дмитрия Поленовых, а вот способности к рисованию ещё в раннем детстве наиболее ярко проявились у двоих: старшего сына Василия и младшей дочери Елены.

Василий с упоением рисовал. Помимо живописи мальчик увлекался историей, музыкой и математикой, поэтому, окончив в 1863 году гимназию, он оказался перед мучительным выбором жизненного пути.

Поленов поступает учиться в Петербургский университет, и одновременно поступает в Академию художеств, которая, по словам самого художника стала для него «духовной родиной». В 1871 году Василий Дмитриевич защищает диссертацию. Академия художеств на целых шесть лет отправляет художника в «творческую командировку» для дальнейшего усовершенствования в искусстве. Он побывал в Киеве, Вене, Мюнхене, Сербии, на Востоке, несколько лет жил в Париже и Риме.

В 1877 году Василий Поленов переезжает в Москву. Там он впоследствии напишет одни из самых популярных своих полотен: "Московский дворик" и "Бабушкин сад". В то лето Поленов отдыхал в Ольшанке, в имении, с которым его связывали детские воспоминания о поездках к бабушке Вере Николаевне Воейковой. Здесь Поленов

напишет пейзажи, которые несомненно являлись едва ли не самым важным в его творчестве: «Пруд в парке. Ольшанка», «Старая мельница», «Заросший пруд», «Пруд в парке. Ольшанка», "Заросший пруд".

Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.

Окончательно определившись в искусстве, Поленов связал свою жизнь с передвижниками, вступив в 1878 г. вместе с И.Е. Репиным в Товарищество передвижных выставок.

Товарищество передвижных художественных выставок, ставило главной целью нести прекрасное людям. После показа выставок в Москве и Санкт-Петербурге отправлялись в другие города России. В Тамбове впервые выставка передвижников была показана в 1879 г., вызвав большой интерес у жителей города, а в Козлове в 1886 и 1889 гг.

Василий Дмитриевич Поленов унаследовал прекрасную библиотеку своего отца Дмитрия Поленова и дяди Леонида Воейкова. Еще при жизни Л. А. Воейков высказывал мысли о передаче своей собственной библиотеки городу Тамбову (о чем знал и Э. Д. Нарышкин.). В 1889 году Эммануил Дмитриевич Нарышкин, много сделавший для Тамбова, задумал еще одно благое дело, а именно: устроить в городе народные чтения по образцу Москвы. Он хотел выстроить здание с залом, для народных чтений с туманными картинками и хоровым пением; зал предполагается на 600 зрителей; с помещением для библиотеки и комната для занятий чтением. К октябрю 1892 года здание читальни было готово. Построенная на средства Э. Д. Нарышкина читальня была передана городу на безвозмездной основе. Начиная с середины октября 1892 года, в читальне стали проводиться народные чтения. Поддерживая патриотическое, народное устремление Нарышкина Д.В.Поленов и Л.А.Воейков жертвуют новой библиотеке около четырёх тысяч редких книг, собранных за многие годы их родителями, ими самими.

Книги и теперь представляют большую культурную и историческую ценность.

В государственной Третьяковской галерее выставлен проникновенный пейзаж «Пруд в парке. Ольшанка», вТамбовской областной картинной галерее можно увидеть небольшое полотно Поленова «Серый день», а в Моршанском историко-художественном музее хранится полотно картины «Лесная речка».

Василий Дмитриевич Поленов не ограничивался только написанием выдающихся полотен. Он был прекрасным педагогом. Руководил пейзажной мастерской. Он много сделал для пропаганды народного искусства, подняв народное творчество на высокий профессиональный уровень. К этим целям стремится и Тамбовская детская художественная школа №2 декоративно-прикладного искусства, которой в 2007 году решением Тамбовской Городской Думы присвоено имя В.Д. Поленова.

Поленов прожил долгую и плодотворную жизнь. Он скончался 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. Похоронен в Тульской области, Заокский район, село Бёхово, на Бёховском кладбище рядом с супругой — Наталией Васильевной, а над их могилой, согласно его завещанию, установлен олонецкий крест. Рядом находятся могилы и детей художника.