Сергей Рахманинов родился в усадьбе Семеново Новгородской губернии (по другим данным, в имении Онег Старорусского уезда Новгородской губернии) в апреле 1873 года. Семья Рахманиновых была очень музыкальна. Дед учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда, и сохранилось несколько романсов и фортепианных пьес его сочинения, изданных в XVIII веке. Отец — потомственный тамбовский дворянин — тоже увлекался музыкой, но профессионально не играл. Первой учительницей музыки Сергея Рахманинова стала его мать Любовь Рахманинова, дочь генерала Петра Бутакова, директора Аракчеевского кадетского корпуса.
Когда Сергею Рахманинову было 8 лет, семья переехала в Петербург. Осенью 1882 года мальчик поступил на младшее отделение Петербургской консерватории в класс Владимира Демянского. Поначалу юный музыкант тяготился занятиями и часто их прогуливал. Но позже он встретился со своим двоюродным братом — молодым, но уже известным московским пианистом Александром Зилоти. Зилоти послушал игру мальчика и убедил его родителей отправить Рахманинова в Москву, в ученики к Николаю Звереву. Известный педагог держал в своем доме частный пансион для одаренных учеников и в условиях строжайшей дисциплины занимался с ними по шесть часов в день. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе Зилоти, который в последствии ушел из консерватории. Рахманинов не пожелал переходить к другому педагогу и к выпускным экзаменам готовился самостоятельно.
Самостоятельно приготовив экзаменационную программу, и блестяще окончив Московскую консерваторию по классу фортепиано, как пианист и композитор Рахманинов получил Большую золотую медаль за дипломную работу — одноактную оперу «Алеко». Чайковский, который принимал экзамен у юного композитора, поставил опере оценку «пять с тремя плюсами» и рекомендовал ее к постановке в Большом театре. Одновременно с учебой в консерватории Рахманинов преподавал в московских женских институтах — Елизаветинском, Мариинском и Екатерининском. Вел он и частные уроки, но они давались ему тяжело. Рахманинов считал, что не обладает преподавательским талантом.
Рахманинов в Ивановке
Первый раз, С. В. Рахманинов приехал в Ивановку весной 1890 года вместе с семьёй Сатиных, которые приняли его в свою семью после размолвки юноши с учителем Н. С. Зверевым, у которого он жил до конца 1889 года.
Оставшись после развода родителей практически сиротой, каждую весну и лето молодой Сергей Рахманинов проводил в Ивановке — имении родителей своей кузины Натальи Александровны Сатиной. Хозяева имения Сатины отличались гостеприимством. В имении почти всегда было многолюдно. Там Рахманинов встречался со своими родственниками Сатиными, Скалон, Зилоти, Трубниковыми и друзьями. Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов.
В Ивановке Рахманинов нашел благоприятные условия для занятий. Он много играл и сочинял. В работе он был строг к себе. Композитору необходимо было уединиться и сосредоточиться. Он установил для себя строгий режим дня, при котором девять- десять часов в день он был занят творчеством и игрой на рояле.
К 30 августа1896 года партитура его Первой симфонии была завершена. А к 25 сентября композитор сделал четырехручное переложение ее для фортепиано. В симфонии он раскрыл давно волновавшую его тему — неумолимость рока и предначертанность судьбы человека. 15 марта 1897 года сочинение исполнялось в Петербурге под управлением А. К. Глазунова и прозвучало неудачно. Провал симфонии, на которую автор возлагал много надежд, явился причиной душевной депрессии. Рахманинов потерял веру в свои силы и мог писать только романсы и небольшие фортепианные пьесы. В следующий раз Первая симфония прозвучала только после смерти Рахманинова, в 1944 году. Ее исполнил оркестр под управлением дирижера Александра Гаука. «Вторая премьера», в отличие от первой, прошла с большим успехом.
Полное возвращение к творчеству ознаменовалось появлением Второго фортепианного концерта, одного из самых вдохновенных творений Рахманинова. Концерт написан в Москве (осенью 1900 года и в апреле 1901 года). В сентябре 1901 года в Ивановке Сергей Васильевич выполнил корректировку партитуры концерта для печати. И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy». Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, и «I Think of You» Фрэнка Синатры. Мелодия известного сингла All by myself, которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова.Автор песни Эрик Кармен посчитал, что произведения великого композитора - национальное достояние, но наследники предъявили ему обвинения. Споры длились не один месяц.
Тогда же в Ивановке впервые прозвучали Второй концерт и недавно законченная Вторая сюита для двух фортепиано. Рахманинов и Зилоти разучивали эти произведения, готовясь к концертам предстоящего сезона.
В 1902 году неожиданно для всех Рахманинов и Н. Сатина решили пожениться. Браки между родственниками церковью запрещались. Несмотря на протесты близких, влюбленные подали прошение на высочайшее имя, и государь разрешил этот брак. 29 апреля 1902 года «потомственный дворянин Сергей Васильевич Рахманинов был венчан в церкви 6-го гренадерского полка с дочерью статского советника девицей Натальей Александровной Сатиной 25 лет...»
Людмила Ростовцова (урожд. Скалон), двоюродная сестра Н.А. Сатиной писала: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает…»
Кроме глубокой сердечной привязанности к Наталье Сергей всю свою жизнь оставался безмерно благодарен её матери, своей тётке - Варваре Сатиной (сестре его отца), в доме которой нашёл теплоту и любовь. Дело в том, что отец юноши, мой прадед Василий Рахманинов, спустил всё приданое супруги в карточных играх, ушёл из семьи, оставив жену с детьми в абсолютной нищете. Московская родня Сергея, генерал Сатин, его жена и дочери приняли юношу в семью как родного и тем самым спасли его от нищенского существования.
После свадьбы он стал владельцем имения Ивановка в Тамбовской губернии, которое прежде принадлежало родителям Сатиной.
Композитор сразу же занялся благоустройством усадьбы. Зимой, по его воспоминаниям, он «делал деньги концертами», летом же вкладывал их в развитие хозяйства, занимался садоводством, заказывал новую сельскохозяйственную технику из Америки.
Сергей Васильевич приезжал в Ивановку один, чтобы хорошо поработать. За какие-то двадцать дней он написал не только одиннадцать романсов (соч. 21), среди которых были широко известные («Сирень» на слова Е. Бекетовой, «Здесь хорошо» и «Как мне больно» на слова Г. Галиной, «Отрывок из А. Мюссе» в переводе А. Апухтина), но и десять Прелюдий для фортепиано (В 1903 году Рахманинов вернулся к этим Прелюдиям и окончательно их доделал). Композитор говорил, что романсы были написаны спешно. Летом в Люцерне он дорабатывал их. Но важно, что эти поэтические страницы родились в Ивановке. Там был родник, питавший его творчество.
Рахманинов оставил после себя целую галерею замечательных музыкальных пейзажей. Большинство из них создавалось в Ивановке, в непосредственном общении с природой и отражало эмоциональное состояние композитора, его размышления и влюбленность в свой край. Подобной музыкальной картиной явилась прелюдия «Ре мажор», написанная в апреле 1902 рода. Слушая эту музыку, мысленно видишь композитора, любующегося весенним разливом, чутко прислушивающегося к звенящей весенней капели.
Осенью 1902 года Сергей Васильевич и Наталья Александровна поселились во флигеле. Рахманинов выбрал для занятий самую маленькую комнату на первом этаже с одним окном, выходившим в нижний сад, в глухое место, где никто не бывал.
Обстановка во флигеле была скромной и очень простой. Мебель делал местный столяр. В кабинете при входе, налево от окна стояли письменный стол и стул. Вдоль комнаты, клавиатурой к окну, стояло фортепиано. Собственного инструмента у Рахманинова никогда не было. Его брали на прокат. Привозили в Ивановку весной и осенью отправляли обратно в магазин (в Москву или Воронеж). В правом углу около окна висела полка для нот и книг, под ней стояла кушетка. Теперь у С. В. Рахманинова было определенное и постоянное место для работы, что было для него очень важно.
Другим любимым местом для творчества являлась «красная» аллея. Там проходило сочинение музыки «в голове». Как рассказывает в своих воспоминаниях Л. Д. Ростовцова (Скалон), он гулял по аллее, опустив голову, барабаня пальцами по груди и, что-то подпевая. Потом возвращался в кабинет и записывал, то что родилось «в голове». Композитор обладал фантастической памятью. Он мгновенно запоминал произведение, даже если слышал его всего один раз.
Так «через Ивановку» прошли почти все произведения Рахманинова. Одни из них сочинялись здесь, другие записывались, отделывались, инструментовались и готовились к печати, некоторые полностью создавались в Ивановке. В итоге почти все, что дал Рахманинов миру в области музыкального творчества, связано с его пребыванием на тамбовской земле.
Композиция и исполнительство увлекали Сергея Васильевича в равной степени. В Ивановке он делил себя между сочинением музыки и подготовкой к концертным выступлениям. Рахманинов много играл здесь, работая над совершенствованием своего мастерства, и пополнением обширного и разнообразного репертуара. Рахманинов запатентовал приспособление для пианистов - грелку-муфту, в которой исполнители согревали руки перед выступлением.
С октября 1893 года и по 1917 год в Ивановке проходила и предварительная работа Рахманинова-дирижера. Он изучал партитуры многочисленных оперных и симфонических произведений, которыми должен был дирижировать в осенне-зимний период.
В Ивановке у Сергея Рахманинова появилось и еще одно новое увлечение — автомобили. В 1912 году жена подарила ему машину, которой композитор даже дал имя — «Лора». Рахманинов любил быструю езду, водил всегда сам, хотя иногда брал с собой шофера на случай поломок. Автомобильные поездки стали любимым развлечением композитора до конца его жизни.
Последний раз С. В. Рахманинов посетил Ивановку в апреле 1917 года. Тогда же в 1917 году, еще до революции, Рахманинов задумался об отъезде из России. Покидая Россию, Рахманинов взял с собой только одну рукопись, черновые тетради и записные книжки - весь его
архив остался в квартире на Страстном бульваре. Впоследствии архив поступил в Музей музыкальной культуры. После смерти Рахманинова в 1943 году родственники, выполняя волю композитора, отправили на родину большую часть мемориальных вещей.
С. В. Рахманинов — свидетель трех русских революций — понимал, что в России происходят важные события, которые должны привести к коренным переменам в общественно-политической жизни страны. Но, далекий от политики, он не сумел увидеть будущее своей Родины и всматривался в него с тревогой. В творчестве композитор выступал от лица человека, недовольного действительностью, страстно протестующего против серости, гнета и насилия, борющегося за светлые идеалы. Мятежным характером содержания обусловлен напряженный драматизм произведений Рахманинова предоктябрьского времени, их возбужденный тон, встревоженность, беспокойная устремленность «повышенная эмоциональная температура».
Рахманинову-пианисту и дирижеру принадлежит неоценимая заслуга в пропаганде русского искусства в России и за рубежом и в приобщении русской публики к зарубежной музыке. То, что внес Сергей Васильевич в музыкальную жизнь России и других стран мира, зачастую подготавливалось и зрело в скромной обстановке сельской усадьбы, в маленькой комнате с окном в нижний сад.
Рахманинов любил Ивановку. Он часто говорил об этом и писал своим друзьям «...Мне тут так хорошо, что я уже начал считать с тоской дни до отъезда и каждый вечерний чай я со вздохом убавляю еще одну цифру в общем числе. Так что сегодня вечером я произнесу цифру «42». Это мало, очень мало и очень скоро пройдет». «Здесь все спокойно и тихо... И не могу сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично; внутри меня я чувствую покой, который не давался мне последние месяцы. Был бы очень счастлив, если б удалось здесь пожить подольше...»
В 1912 году Сергей Васильевич писал М. С. Шагинян: «Ивановка» — старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим родным, так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось».
Почти все написанное Рахманиновым в последние 17 лет жизни в России прошло через Ивановку. Здесь работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром. В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов.
Имение было уничтожено в годы Гражданской войны. Были разрушены все 24 строения Ивановки, погиб парк. 18 июня 1982 года в Ивановке был открыт дом-музей С. В. Рахманинова, преобразованный в 1987 году в музей-усадьбу.
С 1982 года в усадьбе ежегодно проводится Международный музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова
Рахманинов за границей
Рахманинов с семьей поселился в Нью-Йорке. Там он заключил контракты с несколькими концертными организациями и выступал как пианист, что позволяло ему зарабатывать на жизнь. Однако в письмах Рахманинов упоминал, что эмигрантам за границей приходится очень тяжело, и никому из своих знакомых не советовал переезжать.
Даже в эмиграции Сергей Рахманинов не забывал о родине. Когда журналисты спрашивали его об отношении к России, он отвечал: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка».
В 1926 году президент лиги «За американизацию иностранных граждан, проживающих в США» Натаниэль Филлипс обратился к Сергею Рахманинову с просьбой выступить перед русскими эмигрантами и убедить их принять гражданство США. Но композитор отправил Филлипсу письмо с отказом.
В семье композитора принято было разговаривать только на русском языке. В его библиотеке хранилось много русскоязычных изданий, друзья часто присылали Рахманинову литературные журналы с новыми произведениями. В годы жизни за границей Сергей Рахманинов старался помогать своим знакомым и родственникам, которые остались в России, студентам Московской консерватории и молодым композиторам-эмигрантам. Он отправлял им деньги и посылки с продуктами и необходимыми вещами, давал благотворительные концерты в пользу безработных. В письме своему московскому другу Владимиру Вильшау Рахманинов попросил составить список профессоров консерватории, которые особенно нуждались в поддержке. Сергей Рахманинов тяжело переживал известия о Великой Отечественной войне. Он следил за сводками с фронтов, пытался разобраться в причинах того, что немцы стремительно подошли к Москве, а советские войска не смогли их остановить. В письме двоюродной сестре композитор говорил: «Мне теперь совсем очевидно, что у русских не хватает снаряжения, иначе такая армия не отступала бы». В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Последний концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти, когда еще не подозревал о своей тяжелой болезни. Он скончался в марте 1943 года, не дожив всего трех дней до своего 70-летия.
О Сергее Васильевиче в музыкальной среде сложилось мнение, что он имел тяжёлый, мрачный характер. На самом деле в семье сохранились воспоминания, что он был очень весёлым, обожал шутить, устраивать розыгрыши.
В первой половине XVIII века представители рода Рахманиновых осели на Тамбовщине. Родоначальником тамбовской ветви Рахманиновых был обосновавшийся в 1727 году в Старой Казинке Иевлий Кузьмич Рахманинов. Представителями рода Рахманиновых, вышедших из Старой Казинки,
Род Рахманиновых
Старая Казинка — небольшое село в Мичуринском районе Тамбовской области. Сведения о начале заселении этих мест относятся к середине XVII века. Ойконим «Казинка» довольно распространен среди названий населенных пунктов в Центральной России. По одной из версий название было образовано от редко употребляемого в наше время слова «казистый», то есть видный, красивый.
В 1727 году в селе обосновался царский стольник Иевлий Кузьмич Рахманинов родоначальник рода Рахманиновых на Тамбовщине. Стоит отметить, что многие представители славного дворянского рода были наделены разного рода талантами и вели просветительскую деятельность: это известный просветитель XVIII века, переводчик и публицист Иван Герасимович Рахманинов, русский ученый-математик, профессор и ректор Киевского университета Иван Иванович Рахманинов, и, конечно, знаменитый музыкант и композитор Сергей Васильевич Рахманинов, чье имя и талант прославили Тамбовский край.
Александр Герасимович — прадед композитора, поселился в родовом имении Знаменское. Он прекрасно играл на скрипке. Увлекался музыкой и его сын Аркадий Александрович, — дед композитора виртуозно играл на фортепиано и сочинял музыкальные произведения. Музыкальной одаренностью отличался и отец С. В. Рахманинова.
В 1793 году в Казинке Иваном Герасимовичем Рахманиновым была основана первая в России сельская типография, в которой были напечатаны пять томов-переводов собрания трудов французского философа-просветителя Вольтера. Тем самым он навлек на себя гнев Екатерины Великой, подвергся судебным разбирательствам и домашнему аресту. Помимо переводов Вольтера типография издавала сатирический журнал.
К нашему времени от бывшей дворянской усадьбы Рахманиновых ничего не сохранилось. Имение было уничтожено в советские годы, а на месте бывшего барского дома была построена школа. В 30-е годы прошлого века, вместе с семейным некрополем Рахманиновых, была разрушена и казинская церковь, освященная в 1842 году во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1995 году при школе основали музей села Старая Казинка, при котором открыта экспозиция «Старая Казинка — дворянское имение просветителя и книгоиздателя И. Г. Рахманинова», составленная из книг, типографских атрибутов и вещей бывшего дворянского гнезда. Экскурсоводы небольшого музея рассказывают об усадебной жизни, хозяевах, так любивших свою Казинку, гостях, посещавших имение, и, конечно, о судьбах видных представителей рода Рахманиновых.
Ежегодно в Международный день славянской письменности и культуры (24 мая) в селе проходит музыкально-литературный праздник, устраиваются концерты в рамках программы Международного фестиваля им. С. В. Рахманинова.
https://tambovskiykray.ru/lyudi/3-rakhmaninov-sergej-vasilevich#sigProIdea898ac9c8