С нашим городом связано имя известного композитора Ильи Шатрова. Знаменитый вальс «На сопках Маньчжурии», который он сочинил, известен как у нас в стране, так и во многих странах мира, где его так и называли – русский вальс.
Илья Алексеевич Шатров родился не в Тамбове. Его родина – город Землянск Семилукского уезда Воронежской губернии. С детских лет будущий композитор выделялся необыкновенной музыкальной одаренностью. Он рано научился играть на балалайке и гармошке, а позднее, когда был воспитанником взвода трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, освоил барабан и трубу. После окончания Варшавского музыкального института в 1903 году Шатров принял музыкальную команду, в которой насчитывалось около 60 музыкантов, Мокшанского резервного батальона, преобразованного позднее в полк, в Пензенской губернии. Полк был направлен на Дальний Восток с началом русско-японской войны. Именно этот полк принял участие в трудном сражении, где был окружен японцами и постоянно подвергался их атакам. 27 февраля 1905 года полк попал в окружение. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка отдал приказ: «Знамя и оркестр – вперед!». Капельмейстер Илья Шатров приказал играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и в итоге прорвал окружение. Из 4 000 солдат и офицеров после прорыва окружения осталось 700 человек. А из полкового оркестра из 61 музыканта в живых осталось семеро…
За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, а Илья Алексеевич – офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени.
Именно своим погибшим товарищам и посвятил композитор Шатров свой знаменитый на весь мир вальс, который первоначально так и назывался – «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Через несколько лет название сократилось. Оно не помещалось на этикетке пластинки. Это был первый проект, первая редакция этого вальса.
Шатров встречает Оскара Филипповича Кнауба, тоже музыканта, но при этом еще и потрясающего коммерсанта. Он тоже был педагогом и композитором. Он довел до совершенства эту музыку, этот вальс. Но самое главное – он добился от Шатрова монопольных прав на продажу нот этого вальса. И уже в 1907 году были проданы первые ноты. А в 1908 году Кнауб переехал в Москву и там развернулся, обладая исключительной интуициейи коммерческой жилкой к 1911 году он 82 раза переиздал ноты с вальсом «На сопках Маньчжурии». А к 1917 году тираж пластинок достиг 100 000 экземпляров. Эта музыка становилась знаменитой на весь мир. вальс «На сопках Маньчжурии». Где-то с 1918-1919 года начинает восприниматься как белогвардейский. И с этого времени он был запрещен и больше вообще не исполнялся.
Композитор за свою жизнь написал множество разных произведений, но самым любимым и известным так и остался русский вальс «На сопках Мньчжурии».
После революции Шатров вступил в Красную армию, был капельмейстером красной кавалерийской бригады. Когда окончилась Гражданская война, Шатров переезжает из Павлограда в Тамбов и становится капельмейстером в артиллерийском училище, он руководит оркестром, преподает музыку. И там (этот документ сохранился) в 1935 году он пишет автобиографию. И нет ни слова о Самаре. Там нет Самары. Вообще. Он не пишет, что имеет какое-то отношение к вальсу «На сопках Маньчжурии». Нет такого вальса. Он не знает про него ничего. Мало того, он оказывается совсем с другой биографией.
Оказывается, что год его рождения – 1885. Не 1879, как на самом деле, а 1885. Он начинает жить другой жизнью: капельмейстера, учителя музыки в артиллерийском училище.
А потом уходит из этого артиллерийского училища и работает завхозом в Тамбовской областной библиотеке имени Пушкина.
Даже его новая жена, не знает никаких подробностей. Наверное, страшно так жить. Полностью уничтожив себя, свою судьбу, свою биографию и тех людей, которые были в твоей жизни.
В 1943 году, несмотря на возраст, он участвует в военных действиях, его призывают, или он добивается, чтобы его призвали. Во всяком случае, он возвращается с фронта с тремя наградами: с Орденом Красной Звезды и двумя медалями. Но опять непонятно. Он не возвращается в Тамбов, он по-прежнему боится себя, боится, что его узнают. А может, его узнал кто-то в Тамбове.
Дальше он переезжает в Кировабад. Сейчас это город Гянджа. Это Азербайджан. Там он живет и работает. Тоже преподает музыку, тоже связан с армией, тоже капельмейстер. До 1951 года. И вот здесь очень интересная вещь происходит. Ему помогает Леонид Осипович Утесов. В 1943 году вместе со своим джаз-оркестром он играет джаз-попурри разных замечательных музыкальных духовых вещей. И в этом джаз-попурри проскальзывает вальс «На сопках Маньчжурии», который уже забыт. И никто о нем не знает, не помнит. А потом, в 1945 году, замечательный певец, народный артист Советского Союза Иван Семенович Козловский впервые исполняет этот вальс со словами, с текстом Скитальца. Есть пластинка, она тиражировалась потом много раз. Это была отчаянная смелость – исполнить вальс, который считался белогвардейским. Но говорили, что лично разрешил ему исполнять этот вальс Иосиф Виссарионович Сталин. Так гласит легенда. Это было возрождение, это была вторая жизнь знаменитого вальса.
«В сталинском архиве есть грампластинки. И Сталин помечал наиболее полюбившиеся ему произведения крестиками. Вот на конкретно пластинке вот такой абсолютно, выпущенной в 44 году, стоит целых 6 крестиков», - Дарья Волкова, заведующий сектором литературы по искусству Тамбовской областной библиотеки.
После демобилизации композитор так и остался жить и работать в Тамбове.
А в 1951 году Илья Алексеевич стал заведовать музыкальной частью в Тамбовской суворовском училище. Он был уже тяжело болен. Он не успел порадоваться своей всесоюзной славе. Композитор Илья Шатров ушел из жизни 2 мая 1952 в городе Тамбове и похоронен на Воздвиженском кладбище. Сегодня Илья Шатров – легендарная фигура, уважаемая. Его вальс – один из самых любимых, один из самых лучших, самых классных.
Военный марш, написанный 100 лет назад, звучит и сегодня. Он провожает корабли и поезда, завершает торжественные парады. Марш стал настоящим символом русской души. В 2015 году Российское военно-историческое общество выступило с инициативой создания памятника двум композиторам Василию Агапкину и Илье Шатрову. Инициативу поддержала администрация Тамбовской области, поскольку оба композитора в разное время проживали в городе Тамбове.
Памятник представляет собой композицию из бронзовых фигур Василия Агапкина и Ильи Шатрова в военной форме, установленных на гранитных постаментах, которые
разделяет гранитная стела, олицетворяющая гранитный лист, с выгравированными на нем строками марша Прощание славянки и вальса На сопках Маньчжурии. В центральной части стелы расположен бронзовый тамбуршток — символ военного дирижёра. На отдельно стоящем постаменте, перед композицией, расположены барабан и духовые инструменты. Высота памятника 6,5 метров, масса — 7 тонн.
https://tambovskiykray.ru/lyudi/19-shatrov-ilya-alekseevich#sigProId307d7ab72d